Год от года в умах прогрессивного общества росло и крепло убеждение, что лучше погрузчика, крана и грузовика может быть: только грузовик с крано-манипуляторной установкой. Современная КМУ сама грузит, сама везет, сама разгружает. Именно за эту универсальность КМУ так любят многие логистические и строительные компании. Западные статистики подсчитали: сегодня каждая пятая грузовая машина в Европе оснащена КМУ.

Первые попытки создать КМУ были предприняты еще в конце XIX века. Тогда группа американских изобретателей соединила подъемный механизм с паровой машиной, получив механизированную КМУ. Первые прототипы современных кранов-манипуляторов появились в Европе в 50-х годах прошлого столетия. Однако широкого успеха они не снискали. В 1952 году датский механик, основатель компании HMF (Hojbjerg Maskinfarik A/S) Арне Бундгаарду Йенсену начал разрабатывать собственную конструкцию крана-манипулятора и спустя два года приступил к серийному производству. В 1959 году компания построила новую фабрику по собственному проекту. Кстати, завод успешно работает и по сей день, а продукция компании представлена более чем в 50 странах мира.
И лишь в период бурного экономического роста, когда стали появляться глобальные стройки века, как нельзя кстати пришлись некогда несправедливо недооцененные КМУ. Почему? Все просто: эта универсальная крановая установка, монтируемая на грузовой автомобиль любого типа, позволяла существенно повысить эффективность проводимых работ, сократить сроки доставки грузов благодаря ликвидации непроизводительных простоев грузовых автомобилей при ожидании погрузки/разгрузки, значительно снизить эксплуатационные расходы за счет уменьшения количества требуемой техники и обслуживающего персонала.
Конечно, не только европейцы оценили и с успехом пользуются этой техникой. В повседневную рабочую жизнь российских городов КМУ также вошли всерьез и, по всей видимости, надолго. Не бывает и дня, чтобы на улице мы невзначай не встретили этих универсальных помощников.
Сегодня существуют два основных типа крано-манипуляторных установок: тросовые и гидравлические. Основное их различие состоит в том, что на первых крюк закреплен на тросовой подвеске, на вторых он жестко зафиксирован на оголовке стрелы.